http://www.ref-wiki.com/content/view/31545/28/

Серпуховские   художники.

Старые города обладают тем, необъяснимым очарованием которое воздействует на людей помимо их воли: кривые улочки, резные наличники, узорные дымники, маковки церквей, старые стены - эти свидетели прошлого, давно минувшего, входят в сознание с детства.

Таков и город Серпухов. Эхо истории звучит в названиях старых улиц, в стенах древней крепости, будто задремавшей от исторической усталости на Соборной горе. Широкая Ока, серебристая лента Нары, с отражающимися в ней мостами и соборами, холмы и пригорки придают городу особую живописность, рождая чувство прекрасного, эстетического сопереживания мира, желание этот мир изобразить. И, наверное, неслучайно так много живет и работает в городе творческих людей. Этому способствует и музей с прекрасной коллекцией произведений старых мастеров. Художественная жизнь Серпухова имеет замечательную "родословную", которая уводит нас в глубину веков.

 

В далекие времена, в пойме Оки и Нары, жило славянское племя вятичей. Вятичи занимались не только охотой и рыболовством, они умели обрабатывать железо, изготовлять из него различные изделия. Вятичи были хорошими гончарами. Они заложили основы ремесел, которые в последствии получат развитие на Серпуховской земле. "Ремесло" и "искусство" на протяжении многих веков были понятиями неразделимыми. И мы можем сказать, что "родословная" художественной культуры Серпухова старше самого города.

При   князе      серпуховском   Владимире   Андреевиче   Храбром      художественная культура получила новый импульс. В городе процветали кузнечное, ткацкое, гончарное ремёсла.    Трудились        ювелиры.     Церковная    утварь,   оклады    книг,   украшения, свидетельствуют о владении сложными ювелирными приемами.    Дошедшие до нас произведения ювелиров, вышивальщиц говорят о высоком художественном уровне.

Наличие    белого   камня   способствовало   развитию   белокаменной      резьбы.    В монастырях переписывали книги, писались иконы для    местных храмов, переводчики переводили книги с греческого и латинского. На протяжении веков в Серпухове велось каменное    строительство,   тесно связанное с традицией московского зодчества, но особенности   декора, архитектурно-пространственного   решения   содержат элементы, позволившие исследователям говорить о существовании местной школы зодчества.

Сменялись века, идеи и эстетические пристрастия. Серпухов в веренице времени не утратил своего творческого потенциала. И как важно бывает появление, в этом потоке, личности яркой, творческой, личности в судьбе которой, как в зеркале отразилось дыхание эпохи, личности, которая связала культурную жизнь маленького провинциального города с большим миром. Таким человеком был Александр Андреевич Бузовкин. Без преувеличения можно сказать, что с него началась современная художественная жизнь Серпухова.

Александр Андреевич Бузовкин родился в 1866 году. Его родиной была деревня Протасово в Тульской губернии. В многодетной и бедной семье об искусстве никто не думал. Однако желание рисовать появилось уже тогда.

Первые творческие шаги Александра Андреевича связаны с иконописью. В 1902 году он поступил в иконописную мастерскую. Это была хорошая школа художественного ремесла, но мечталось о другом. Поворотной в его судьбе стала встреча с преподавателем рисования тульской гимназии М. М. Галкиным, с которой началось приобщение к большому искусству. В 1906 году Бузовкин покинул Тулу и переехал в Москву. Жизнь в столице полная лишений и скитаний не остановила стремления получить художественное образование. И в 1907 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1913г. Училище было центром демократического искусства.

Его непосредственными педагогами были А. Архипов, Н. Касаткин и К. Коровин. В студенческие годы пришло понимание всей ответственности художника, творца перед обществом. Сразу после революции, Бузовкин начал работать, как плакатист, в художественной мастерской Отдела Просвещения при Моссовете вместе с Герасимовым С.Чекрыгиным и другими. Там же сотрудничал и А. Н. Толстой. Как и многие современники, Александр Андреевич входил в разные творческие объединения -"Всехудожник" и "Московское товарищество художников". Когда был создан Союз Художников СССР, он стал одним из первых его участников. В 1918 году А. А. Бузовкин переехал в Серпухов, где была прожита большая часть его творческой жизни. Активно включившись в общественную жизнь города, руководил на протяжении сорока лет оформлением улиц и площадей к праздникам, работал в отделе Народного Образования при Горисполкоме, принимал активное участие в создании историко-художественного музея и был его первым директором, создавал изостудии, закладывая тем самым основы художественно - эстетического образования и просвещения молодежи в Серпухове. В деревне где была его мастерская, организовал колхоз и народный дом-клуб, а при нём драмкружок.

Творческое   наследие   мастера   разнообразно   -   пейзажи, портреты,    натюрморты, жанровые композиции. В Серпухове было написано самое значительное произведение "Андрей    Рублёв"   (1954,   Г.Т.Г;    вариант   -    1957, Серпуховский    историко - художественный   музей.)   Эта   картина   приобрела  значение   символа подмосковной живописи.   Александр   Андреевич   Бузовкин   много   сил   отдавал      педагогической деятельности.  Воспитал целую плеяду   учеников,   сумел вдохнуть в них творческое начало. Обладая удивительным   чувством творческой и человеческой ответственности, доброты и бескорыстия, он не только учил их мастерству, не только приобщал их к миру прекрасного, но и помогал им. Это ощущали и  ученики, и люди знавшие его. Старшее поколение серпуховских     художников  в той или  иной степени  связаны  с  именем Бузовкина,    даже те, кто у него не учился, испытывали на себе влияние и    обаяние личности мастера. В изостудии при мастерской Мособлхудожфонда РСФСР, которой руководил Александр    Андреевич, молодежь получала основательную подготовку по рисунку, живописи и композиции.   Полученные знания и мастерство позволили  им работать в серпуховском филиале художественной мастерской Художественного фонда РСФСР.  На    протяжении многих лет Абрамов В.Н., Басов И.Н., Гончаров К.К., Дементьев Е.Е., Конопатиков В.С., Дузьминов Б.Е., братья Николаевы, и многие другие

оформляли различные учреждения и предприятия, городские праздники. Оформительская работа не мешала им совершенствоваться, работать творчески. Многие нз них продолжили свое образование в разных художественных Вузах и училищах страны. Война не прошла стороной художников города, среди них есть ветераны Великой Отечественной войны. Не вернулись с фронта ученики Бузовкина -Константин Татарников и Леонид Карташев.

А. А. Бузовкин был инициатором первых художественных выставок в городе, что очень важно для творчества. С открытием музея, который был на протяжении многих лет родным домом" для людей творческих, от юных до зрелых, выставки проводились в его залах. Уже в середине 1920-х годов состоялась первая выставка, в которой принимали участие и учитель, и ученики. Выставка - это и творческий отчет, и своеобразная школа мастерства. Благодаря выставкам стала пополняться коллекция отдела современного искусства музея. Появились и первые коллекционеры, начавшие собирать работы местных мастеров.

Творчество серпуховских художников неотделимая часть художественной жизни Подмосковья, Москвы и всей страны. Для   современного изобразительного искусства характерна      многоликость тенденций, направлений, истоков.   В    полной   мере   это относится   и   к   Серпухову.   В    городе   работают живописцы, графики,    скульпторы, дизайнеры, мастера декоративно   -   прикладного     искусства.   Создание в 1946 году Московского    Областного    Союза              Художников    (МООСХ)    активизировало художественную жизнь Подмосковья, и Серпухова в частности. Многие мастера получили возможность показывать свои работы в столичных залах на зональных и общероссийских выставках, стали членами МООСХа. Как и в Подмосковье, так и в Серпухове - живопись традиционно считается главным видом пластических искусств. Живописцы самая многочисленная группа серпуховских художников. В их произведениях сконцентрировались наиболее характерные черты подмосковного искусства - эмоциональность, чувственное восприятие мира, сопричастность истории, продолжение лучших традиций русского реалистического искусства, жанровое и тематическое разнообразие.

Повествовательное начало, стремление к подробному рассказу и показу в жанровых работах, лиризм и следование точности в передачи натуры в пейзаже, жизненная правдивость, социальная окраска портретов - характерны для мастеров старшего поколения. Таковы работы И. Аристова,А. Мосолова,И. Басова,С. Голубятникова.Е. Дементьева В. Ковалёва,братьев Е. и М. Николаевых и Б. и В. Кузьминовых, В. Конопатикова, Абрамова В. и других. И.Н.Аристов и А.Н.Мосолов смело обращались к исторической теме. Работы "Спасение знамени", Аристова, " В подпольной типографии", "Город Серпухов XIV в. ", Мосолова - написаны в лучших традициях русской реалистической живописи.

В   60-е -   70-е годы в коллектив серпуховских художников    вливается молодое поколение, представители разных    художественных школ, внесшие в общую картину художественной     жизни  многоликость, новую  струю, новые   идеи, иные творческие методы.