Газета «Совет» интервью Елены Андреевой

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДУХИ ЗЕМЛИ АЛАНХО

Сила Якутии не только в суровости её климата. Каждая пядь земли здесь пропитана старинными легендами, сказаниями о таинственных озёрах, удивительных чудовищах, таинственных духах. И невозможно собрать все эти сказания в одно целое. Якутия свято хранит свои предания и не каждого к ним подпускает. Между обществом и чудесами поставлена дверь, закрытая на множество замков. Но есть люди, которым дана возможность открыть эту дверь для всех, кто желает и умеет видеть чудеса. Один из ключей оказался в руках у художницы Елены Андреевой.

ЧЬЯ ДУША У ХУДОЖНИКА?

­ Ты пишешь так, словно русскую душу вынули из твоей груди и вложили в неё якутскую, ­ сказал однажды Елене Андреевой старый шаман, придя на выставку её работ. Каждое полотно дышало какими­то удивительными гармонией, мудростью и таинственностью. Тем, что невозможно понять, не прочувствовав. Как русская девушка, попавшая в Якутию в юном возрасте, смогла понять саму суть этой земли, до сих пор остаётся загадкой. Не пугали её ни суровые морозы, ни тайга. Интерес к чудесам был значительно сильней и рос вместе с юной художницей. Поражали Елену не только легенды, но и быт якутов. В студенческие годы, вместе с другими студентами – звероводами, она приехала в небольшое поселение. Хозяйка распахнула двери своего тёмного дома с окнами, затянутыми бычьим пузырём… Прямо из земли, которая здесь служила полом, в том месте, куда падал единственный яркий луч солнца, к свету тянулся маленький росток. Его, тоненький, холили и лелеяли, словно яблоневый сад. Эта трогательная забота поразила Елену, и до сих пор этот крошечный эпизод из жизни ярок в её памяти. Вот из таких крошечных кусочков и ковалась её душа: то ли русская, то ли и в самом деле якутская…

ЯВЛЕНИЕ ДУХА

Первая картина на темы якутских легенд пришла к Елене Андреевой во сне. Впоследствии она получила название «Безмолвие». Именно с неё и началась серия «Земля Аланхо – земля духов». Аланхо – это по­другому якутская земля, и все работы посвящены одноимённому якутскому народному эпосу. По поверьям, в каждом элементе быта, в каждом окружающем предмете – живом или неживом – обитает свой дух. По законам, рисовать этих духов нельзя, но некоторое время назад шаманы разрешили художникам изображать таинственных хранителей жизни. В серии «Земля Аланхо – земля духов»  Елена смогла раскрыть талант художника, яркую фантазию и способность видеть не только поверхность мира, но и его волшебство. С годами работ набралось больше двадцати. Духов в Якутии много, и не все они широко известны. Порой о существовании легенд художница узнавала прямо на выставках, когда кто­нибудь из зрителей подходил к ней и рассказывал, что слышал удивительное сказание. Вот так, потихоньку, и собирались вместе таинственные жители земли Аланхо. Духи порывисты, спокойны, они одни или окружены животными… такие разные, но в глазах у них  удивительная мудрость, которую тонко передала кисть.

У духов Елены Андреевой лица реальных людей. Становясь образом для того или иного героя якутской легенды, они даже не подозревали, что жизнь их может сойти с наезженной колеи. Но сходила. И временами менялась кардинальным образом. То, что казалось не важным, выходило на первый план, обретало смысл. Дух словно добавлял своих правил в судьбу человека. Иногда картина словно наблюдала за тем, что происходит в судьбе владельца. Если утром возникало чувство, что картина улыбается, – день пройдёт удачно, если грустит, – ожидаются проблемы,  и примета эта была верней чёрной кошки или просыпанной соли. Возможно, это сродни чувству тепла и доброты, которое вызывает в нас любимая книга.  Сложно это чем­то объяснить, но слова благодарности, которые получала Елена за свои произведения, просто доказывают это необъяснимое.

БОГАТАЯ ВОЛШЕБНАЯ ЗЕМЛЯ

Свои произведения Елена украшает натуральными материалами­ мехом, кожей, камнями, бивнем мамонта. Ей хочется передать всё богатство этой удивительной земли, всю её многогранность и красоту. Дары природы и краски так гармонично дополняют друг друга, что издалека порой невозможно понять, что это на самом деле. Передать обработку материалов кому­то ещё она не могла, пришлось самой осваивать шлифовальный станок, вечерами, после работы обрабатывать маленькие кусочки бивня, чтобы создать из них неотъемлемую частичку картины. Её герои носят ожерелья, у Духа Оленя даже рука­ из рога. В тот момент, когда Елена работала над этим произведением, ей никак не удавалось написать кисть. Что бы ни пробовала, получалось как­то не так, не правильно… И вот однажды, когда мучимая сомнениями художница вновь пыталась создать духу руку, с полки к её ногам упал кусок рога. Елена приложила его к полотну… и долгими вечерами после этого придавала рогу необходимый вид. Так и получилась, что кисть у оленя трёхпалая, но из натурального материала.

ПОХОЖАЯ РАЗНОСТЬ МИРОВ

Картины художницы, как и положено сюрреалистическим полотнам, вызывали бурю абсолютно разных эмоций в душе зрителей. На выставках кто­ то подходил со словами восторга, кто­то поёживался, кто­то признавался, что сперва эти картины не понравились ему, но после повторных просмотров становились понятны и близки. Людям требовалось  время, чтобы привыкнуть к настолько необычным образам, которые, к тому же, рассказывают о чужой культуре.  Хотя на самом деле культуры Якутии и средней России перекликаются. У якутов есть Белый Бог, у нас – Господь Бог. У них удаган­шаманки, у нас­  ангелы. Смысл практически одинаковый. Но, вероятно, вскоре мы увидим  персонажей, чей смысл будет нам понятен и без объяснений. Легенды славянских народов художницу также увлекают. А уж сколько героев было в наших сказаниях, и каких разных… но пока это только задумки и планы. Сейчас художница пишет в сюрреалистические полотна  философские темы,  ищет новые грани своего таланта. Перебравшись три года назад в Серпухов, она стала больше внимания уделять реализму. Елена и в Якутии не забывала о действительности, здесь таких полотен просто стало больше. И в них тоже есть особая доля волшебства и какой­то особенной доброты.

Здесь, в городе, Елена нашла друзей, вступив в общество художников RUISO. Они помогли ей найти новых почитателей таланта, нового зрителя. Уже как член клуба Елена проводила выставки в Серпухове. Художница такой дружбе очень рада­ творческому человеку нужно общение с такими же неординарными людьми, тогда внутри зарождается росток нового произведения.

ЖИВОПИСНАЯ СТАЯ

Так уж сложилось, что дома у Елены Андреевой нет ни одной своей картины. Словно стаю птиц, она отпускает их в большой мир. Ей хочется удивлять не только готовыми произведениями­ хочется учиться, совершенствоваться, создавать новые картины и также отпускать их. К тем, кто оценит и полюбит. К тем, кто сможет оценить её фантазию, художественный вкус и нестандартность. К  тем, кто в сюрреалистических образах почувствует всю силу этого удивительно края  –  земли Аланхо.

Источник: http://www.sovet-news.ru